Меню
Паспорт отходов

Паспорт отходов — что это такое и как его оформить

В процессе любой промышленной деятельности образуется мусор разной степени опасности. Для каждого потенциально опасного вещества должен быть составлен паспорт на отходы. Документ составляется однократно и действует весь срок существования фирмы или работы индивидуального предпринимателя. Отсутствие паспорта предусматривает крупный денежный штраф.

Паспорт отходов — что это, зачем и когда нужен

Паспорт на отходы – документ, который дает право организации работать с токсичными отходами. Он является своего рода аккредитацией на подобный вид деятельности. Документ содержит всю основную информацию об отходах:

  • степень потенциальной опасности для окружающей среды;
  • вред для здоровья человека;
  • тип утилизации;
  • правила хранения, перевозки и переработки.

Паспорт отходов требуется получать всем компаниям и организациям, которые работают с токсичными ТБО.

Зачем и когда нужен паспорт

Документ необходим для легализации работы с вывозом мусора и его утилизацией. На его основании фирма получает разрешение на работу и государственное одобрение своих проектов. Оформление паспорта дает возможность:

  • минимизировать опасность для здоровья людей и окружающей среды;
  • установить величину «экологических» платежей организации;
  • привлечь к ответственности недобросовестные компании, загрязняющие окружающую среду.
Паспорт опасных отходов
Паспорт опасных отходов

Все пункты паспорта и действия с ним регламентируются законодательными актами.

Когда не нужен паспорт отходов

Получать документ не требуется, если мусор относится к пятому (минимальному) классу опасности.

Важно убедиться, что отходы относятся именно к 5 классу. Для этого необходимо обратиться в специальную лабораторию и провести биологическое тестирование.

Требования к процедуре паспортизации отходов

Все отходы, относящиеся к 1 – 4 классу токсичности, включены в специальный Федеральный каталог (ФККО). Порядок получения и все требования, актуальные в 2023 году, приведены в таблице:

Включенные в ФККО отходыНе включенный в каталог мусор
Заполняется типовая форма, утвержденная приказом МПРНеобходимо взять в Росприроднадзоре подтверждение что мусор относится к 5 классу безопасности.  На получение уходит примерно 10 дней с момента обращения.
Паспорт не нужно отправлять для подтверждения в РоспотребнадзорВ течение месяца после выдачи решения Росприроднадзора необходимо сделать паспорт.
Документы, на основании которых мусор включен в тот или иной класс. хранятся в течение всего времени, которое используются паспорта.
Паспорт отходов действует бессрочно.

 Оформление пошагово

Получение паспортов регламентируется ФЗ РФ и приказами Ростехнадзора. Процедура составления включает несколько этапов:

  1. Подготовка бумаг, описывающих свойства мусора – его происхождение, химический состав, особенности хранения, перевозки и утиля.
  2. Подача пакета документов на рассмотрение в Росприроднадзор.
  3. Получение решения о соответствии класса отходов.
  4. Заполнение паспорта компанией – регламентируется ГОСТами и выполняется самостоятельно. Чтобы установить класс отхода, необходимо получить заключение экспертизы из специальной лаборатории.
  5. Согласование документа в Ростехнадзоре.

Получать паспорт необходимо однократно. Замена требуется, если компания меняет сферу работы или фактический адрес.

Содержание документа

Содержание паспорта регламентируется законодательством России. Основные пункты документа:

  • название и химический состав отходов с процентным содержанием каждой составляющей в структуре;
  • классификационный код в ФККО;
  • класс опасности, вредные для человека и природы свойства;
  • источник появления мусора и процесс его формирования;
  • физическое состояние – жидкий, твердый, газообразный;
  • дополнительные сведения – опасность возгорания, тара, особенности хранения и вывоза и пр.;
  • информация о компании, в процессе деятельности которой формируется утиль.
Образец паспорта отходов
Образец паспорта отходов
ОБразец паспорта отходов 2 стр
Образец паспорта отходов

На каждый конкретный вид экологически опасных веществ составляется отдельный паспорт.

 Срок действия и правила переоформления

Приказ о переоформлении паспорта издан в 2021 году. Согласно инструкции, процедура проводится если:

  • организация изменила физический или юридический адрес, род деятельности, наименование и пр.;
  • индивидуальный предприниматель сменил адрес проживания, персональные данные, паспорт и пр.;
  • вещество, на которое оформлен паспорт, включили в ФККО – переоформить документ следует в течение 30 дней с момента внесения вида ТКО в каталог.

Паспорт на отходы действует в течение всего времени, пока работает компания или ИП. Запрещено вносить в него изменения или дополнения.

Какие предусмотрены штрафы. если нет паспорта

Наличие документа проверяется надзорными органами. Если на какое-либо из коммунальных или технических отходов нет паспорта, назначается денежный штраф:

  • для должностного лица – от 20 тыс. до 40 тыс. рублей;
  • для ИП – от 40 тыс. до 60 тыс. рублей;
  • для предприятий и организаций – от 200 тыс. до 350 тыс. рублей.

Помимо финансового наказания проверяющий орган выдает предписание об устранении нарушений.

Паспортизация отходов стоит недорого и выполняется однократно. Процедура позволяет индивидуальному предпринимателю или организации обезопасить себя от крупных штрафов.

WhatsApp Открыть WhatsApp на ПК
Telegram Открыть Telegram на ПК