Переработка и сортировка мусора в России — законодательные нормы
Мусорная реформа стала предметом критики. Нововведения затронули как потребителей, так и производителей. Много вопросов у критикующих вызывает процедура сортировки отходов. Здесь многое зависит от менталитета и осознанности населения, которому предлагают сделать выбор в пользу разумного потребления и разделения бытового мусора по основным критериям.
Содержание
Проблемы раздельного сбора мусора
К мусорной реформе приковано пристальное внимание. Несмотря на то, что изменения произошли на законодательном уровне, проблема до сих пор остается острой. Сложности вызывает целый ряд проблем:
- Недостаточное выделение средств на приобретение специальной техники и мусорных контейнеров. По статистике, собранной сотрудниками Минприроды, в России насчитывается 92 тысячи контейнеров, тогда как для осуществления плана необходимо 420 тысяч. Региональные бюджеты не справляются с запросами.
- Мало пригодное для переработки сырье. По данным Росстата, большинство бытовых отходов не подлежат переработке, поэтому посредник не заинтересован в создании условий для сортировки.
- Отсутствие мотивации со стороны населения. Жители многоквартирных домов мало знают о том, что предлагает мусорная реформа. Власти обвиняют управляющие компании в том, что население плохо информировано, но механизмов для контроля над этой проблемой пока не предложено.
Еще одной важной проблемой является сложность с выполнением плана. Часто заводы по переработке мусора находятся слишком далеко от местонахождения оператора по перевозке ТКО, поэтому взаимодействие не отлажено.
Закон о раздельном сборе отходов в России
Официально закон о раздельном сборе мусорных отходов вышел зимой 2017 года. Переход к реальным действиям затянулся. Зимой 2019 года стартовал новый этап мусорной реформы: были сделаны дополнения о выделении новой структуры.
Постепенно на сортировку отходов стали переходить регионы. Для этого были организованы специальные площадки, где разместили контейнеры и пухто для вывоза мусора с его предварительной сортировкой. Обязательным стало размещение разноцветных баков с дополнительными пояснениями в общественных местах: на вокзалах, станциях, в крупных торговых центрах.
Планируемые изменения в законодательстве по сортировке отходов
Правительство РФ озвучивает проблему сортировки и переработки ТКО в обязательной связи с сокращением площади мусорных полигонов. Перед региональными властями стоят задачи по увеличению процента населения, сортирующего мусор. Для повышения уровня мотивации планируют запускать различные акции. Сегодня подобная практика есть в столичном регионе.
Представители правительства сообщают, что планируют завершить реформу к 2024 году. К этой дате население должно быть полностью переведено на раздельную утилизацию отходов.
Этапы внедрения реформы: что уже сделано и что предстоит
Реформа насчитывает несколько этапов, сегодня уже реализовано большинство идей:
- возобновлена программа по сбору макулатуры;
- идет работа с расчетом стоимости местных операторов, действуют инвестиционные программы для компаний, занятых в сфере ТКО;
- выделены средства на реконструкцию мест хранения мусора перед перевозкой;
- установлены специальные тарифы на переработку упаковки;
- разработан каталог классификации бытового и производственного мусора;
- введена программа для отслеживания ТКО во время перевозки с помощью спутников;
- ужесточены требования для предпринимателей к упаковке товаров бытового типа.
На стадии изучения и составления находится проект создания дорожной карты.
Экологический сбор отходов: как это делают в развитых странах
Основой для проекта мусорной реформы стал зарубежный опыт. Производители из стран Европы первыми заговорили о контроле над мусорными потоками на государственном уровне.. Это позволило превратить мусорную проблему в дополнительный вид доходов.
Страны ЕС и США добились обязательной сортировки мусора на первом уровне. Население ответственно относится к мусорной проблеме и выполняет обязательства по распределению сырья. Помимо этого, введены максимальные цены на захоронение отходов, что становится для операторов неудобным решением.
Что мешает перенять России зарубежный опыт
Реформа в России началась только в 2019 году, до этого информация о сортировке и безопасной утилизации полностью отсутствовала. На переход от полного равнодушия к осознанному пониманию необходимости сортировки отходов требуется время.
Кроме того, в России не было законодательной базы, которая бы формировала действия мусорщиков. Сегодня правительство приняло ряд поправок, которые позволяют действовать официально в рамках закона.
Как заставить людей сортировать мусор
Основная проблема заключается в мотивации населения, которая сегодня находится на низком уровне. Активисты предлагают создать систему поощрений, предусмотреть скидки на оплату услуг ЖКХ, а для предприятий предоставлять льготы или субсидии. Процесс должен быть полностью прозрачным, чтобы каждый житель понимал, как работает механизм.
Оптимальный вариант – создание работающей социальной рекламы, наглядно демонстрирующей преимущества раздельного сбора отходов.
Способы стимуляции производителей и организаций к новой системе разделения отходов
Отдельного внимания заслуживает проблема работы с предприятиями. Предпринимателям предлагают активно участвовать в программе, для этого вводят такие стимулирующие нормы, как:
- льготное налоговое обслуживание;
- поощрение за экологический сбор;
- выделение вне очереди средств из регионального и федерального бюджета на соблюдение условий реформы.
Помимо этого, ведется работа на стадии производства упаковки. Благодаря поправкам правительства, уже сегодня ужесточены требования к нормам. Это значит, что производитель проходит жесткие проверки прежде, чем товар попадает к потребителю. Упаковку, которая соответствует критериям ГОСТа, легче переработать, что ведет к созданию работающих механизмов.